Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

лингвистическая философия

Энциклопедический словарь

Лингвисти́ческая филосо́фия (философия лингвистического анализа, философия «обыденного языка»), направление аналитической философии. В духе неопозитивизма считает традиционные философские проблемы псевдопроблемами, возникшими в силу ошибочного употребления языка; цель анализа видит в исследовании естественного языка строгими методами, выявлении особой «логики» функционирования языка в условиях повседневной коммуникации. Возникла в 1930-х гг. под влиянием идей Л. Витгенштейна и Дж. Э. Мура, получила развитие в Великобритании [Г. Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом, П. Строусон (P. Strawson)].

* * *

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - ЛИНГВИСТИ́ЧЕСКАЯ ФИЛОСО́ФИЯ (философия лингвистического анализа, философия обыденного языка), направление аналитической философии (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). В духе неопозитивизма считает традиционные философские проблемы псевдопроблемами, возникшими в силу ошибочного употребления языка; цель анализа видит в прояснении языковых выражений. Возникла в 1930-х гг. под влиянием идей Л. Витгенштейна и Дж. Э. Мура, получила развитие в Великобритании (Г. Райл. Дж. Остин, Дж. Уисдом, П. Стросон, P. Strawson).

Большой энциклопедический словарь

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ философия (философия лингвистического анализа - философия обыденного языка), направление аналитической философии. В духе неопозитивизма считает традиционные философские проблемы псевдопроблемами, возникшими в силу ошибочного употребления языка; цель анализа видит в прояснении языковых выражений. Возникла в 1930-х гг. под влиянием идей Л. Витгенштейна и Дж. Э. Мура, получила развитие в Великобритании (Г. Райл. Дж. Остин, Дж. Уисдом, П. Стросон, P. Strawson).

Словарь народов и культуры

Лингвистическая философия

(linguistic philosophy), направление аналитической философии. Мн. идеи Л.ф. были выдвинуты в работах Витгенштейна; в 1950-60-х гг. она заняла видное место в англ, философии благодаря трудам ее гл. представителей Гилберта Райла (1900-76) и Джона Лэнгшоу Остина (1911-60). Лингв, философы убеждены, что мн. филос. проблемы возникают по причине неясности, вытекающей из ошибок в употреблении языка, в частности невнимания к различиям между словами и фразами, скрывающимся за их внеш. сходством. Напр., Остин подошел к проблеме свободной воли путем сравнения использования слова если в высказываниях типа он мог бы поступить так, если бы решил с употреблением того же слова в простых условных высказываниях типа если идет дождь, ты промокнешь.

Лингвистика

Лингвисти́ческая филосо́фия

(философия «обыденного языка») - философское направление, поставившее

своей основной задачей анализ естественного языка строгими методами.

Анализ предпринимался с целью определения философски значимых

концептов (таких, как «добро», «зло», «долг», «знание», «значение» и

др.), опираясь на контексты употребления соответствующих слов в

обыденной речи. Другая цель анализа - выявление особой «логики» (правил,

регламентов и конвенций) функционирования языка в условиях повседневной

коммуникации. Первый круг задач выполнялся

концептуальным анализом, второй - логическим анализом речевых актов.

Л. ф. представляет собой разновидность аналитической философии (см.

Логическое направление) - одной из

школ неопозитивизма. В отличие от первоначальной версии аналитической

философии, занятой преимущественно логическим анализом языка науки,

Л. ф. сосредоточила свое внимание на анализе повседневной речи

(обыденного, или обычного, языка), а также языка этических

сочинений.

Л. ф. сложилась в английских университетах Кембриджа и Оксфорда

(поэтому её иногда называют оксфордской школой) и берёт начало в идеях

Дж. Э. Мура, относящихся к рубежу 19 и 20 вв. (его концепцию принято

называть «философией здравого смысла»). Как целостное направление

Л. ф. оформилась к середине 20 в. Её основателем (наряду с Муром)

является Л. Витгенштейн. Крупнейшие представители: Ф. Вайсман,

Дж. Остин, Э. Анкомб, П. Гич, Г. Райл, А. Дж. Айер, П. Ф. Стросон,

Дж. Урмсон, П. Ноуэлл-Смит, Р. Хэар, Д. Уиздом, М. Лазеровиц. К Л. ф.

примыкают американские философы Н. Малколм, Л. Линский, П. Грайс,

Дж. Р. Сёрл, З. Вендлер, М. Блэк, финский логик Г. Х. фон Вригт и

другие.

Ниже рассматриваются лингвистические идеи Л. ф. Теоретические основы

Л. ф. изложены в посмертно опубликованных «Философских исследованиях»

Витгенштейна (1953). Концепция позднего Витгенштейна сложилась в ходе

наблюдений над функционированием языка в естественных условиях коммуникации. Витгенштейн рассматривал

речь как компонент целенаправленной и регламентированной деятельности

человека, характеризующейся множественностью целей. Язык (речевые высказывания и входящие в них языковые формы) -

это орудие, служащее выполнению определённой задачи. Могут существовать

языки, предназначенные для достижения лишь некоторых целей (например,

«язык приказов»). Соединение речи и действия Витгенштейн называл

«языковой игрой» (ср. приказ - выполнение приказа). Каждая «языковая

игра» как законченная система коммуникации отвечает некоторой «форме

жизни». Таким образом, Л. ф. выдвигает на первый план не столько

когнитивную (связанную с мышлением), сколько инструментальную (связанную

с действием и воздействием) функцию

языка. Её объект - язык в действии.

В своём подходе ко всему тому, что связано с ментальными процессами и

операциями (знанию, значению, пониманию, намерению, мнению и др.),

Витгенштейн перенес акцент с опыта и ощущений на технику (условия

существования), т. е. правила и регламентированность.

В согласии с общей теорией находится сформулированный Витгенштейном

концепт значения, основанный на анализе значения существительного «значение». Такие признаки

функционирования высказывания, как подчинённость правилам,

конвенциональность, орудийность и целенаправленность, дали основание

для понимания значения как употребления. Новая интерпретация значения

противостояла теории обозначения и сопровождалась критикой

остенсивной (указательной) теории приобретения семантических знаний.

Исходным в анализе считалось значение высказывания, из него выводилось

значение слова. Значения высказывания и слова рассматривались в

неразрывной связи с условиями их употребления (контекстом, ситуацией, участниками коммуникации, её

целями). Значение описывалось в виде набора правил употребления

(«грамматики» или «логики») той или другой единицы (ср. «логика прилагательных», «грамматика» прилагательного

«хороший»). Таким образом, значение не отделялось от категорий прагматики. Концепт значения претерпел

дальнейшую прагматизацию в теории Грайса, связавшего значение с

намерением говорящего произвести некоторое воздействие на адресата и

выдвинувшего понятие «значение говорящего». Последнее повлекло за собой

исследование косвенных смыслов высказывания и правил их интерпретации.

Концепция значения как употребления расширила методику семантических

исследований за счёт операций по соединению слов и высказываний с

типичными для них контекстами и прагматическими ситуациями, а также за

счёт выявления прагматических ограничений на сочетаемость.

Идеи Л. ф. опирались на изучение двух типов речи - повседневных

разговоров (диалогов) и практического

рассуждения. Этому разделению области исследования соответствуют 2

основных направления Л. ф.: анализ обыденной речи и анализ языка

морали.

Изучая обыденную речь в действии и как действие, Л. ф. включила в

круг своих интересов динамический аспект речи: пропозициональные

отношения (установки), их взаимодействие с пропозицией, ситуативные условия и цели

коммуникации. Исследовательские интересы переместились в область

прагматики. Результатами этого направления поисков явились: теория

речевых актов (Остин, Сёрл), выявление прагматических пресуппозиций (Урмсон) и правил (конвенций,

постулатов, максим) общения (Грайс, Э. Лич), таких, как «принцип

сотрудничества», «принцип вежливости» и др., понятие импликатур речи

(Грайс) - нестрогих импликаций, позволяющих, основываясь на знании

коммуникативных конвенций, определить контекстно обусловленный смысл

высказывания. Эти идеи и понятия были восприняты и развиты

современной лингвистической прагматикой, социолингвистикой и риторикой.

Аналогичный комплекс идей сформировался в ходе анализа практического

рассуждения. Если научно-теоретическое рассуждение направлено на

установление объективной истины (истинностного значения предложения), то задача практического рассуждения

заключается в выборе цели и способов её достижения, и оно допускает

варьирование. Его итог - принятие решения или предписание,

определяющие действия. Логический анализ практического рассуждения

(языка морали) был предпринят представителями Л. ф., занимающимися

проблемами этики (Мур, Ноуэлл-Смит, Хэар). Мур в противовес этическому

натурализму стремился показать, что ключевые для этики оценочные предикаты («хороший», «плохой») не обозначают

никакого естественного свойства объектов. Это стимулировало поиск новых

принципов определения оценочных и других недескриптивных значений.

В соответствии с общей для Л. ф. тенденцией оценка была определена в

терминах коммуникативной установки: положительная оценка выражает

рекомендацию, стимулирующую действие (Хэар). Анализ практического

рассуждения выявил особый вид нарушений смысловой правильности текста.

Первым привлек внимание к этому явлению Мур. Его пример «Идёт дождь, но

я так не считаю» известен под названием парадокса Мура. Мур видел в нём

психологическую несообразность, Витгенштейн - нарушение логики

утверждения. Приведённое предложение не содержит прямого логического

противоречия. Это отклонение от нормы, а не

от истины. Конвенция общения требует, чтобы говорящий, утверждая

что-либо, имел для этого основания. В парадоксе Мура зафиксирована

непоследовательность речевых действий. Анализ практического

рассуждения дал ряд результатов, относящихся к прагматической

структуре текста, текстовым функциям групп слов (Ноуэлл-Смит), связям

между значением слова и коммуникативными

функциями высказывания, пропозициональным отношением, деонтическими модальностями и др. Эти результаты вошли в

современную семантику и лингвистику текста.

Л. ф. стимулировала создание ряда философских логик, отражающих

определённую форму жизни и базирующихся на естественном языке:

эпистемические логики, логики оценок, логики предпочтения, логики

прескрипций, логики действия, иллокутивной логики и др.

Козлова М. С., Философия и язык, М., 1972;

Мур Дж., Принципы этики, М., 1984;

Дегутис А., Язык, мышление и действительность. (Очерк

теории значения в аналитической философии), Вильнюс, 1984;

Грязнов А. Ф., Эволюция философских взглядов

Л. Витгенштейна, М., 1985;

его же, Материалы к курсу критики современной буржуазной

философии (философия языка Л. Витгенштейна), М., 1987;

НЗЛ, в. 16. Лингвистическая прагматика, М., 1985;

НЗЛ, в. 17. Теория речевых актов, М., 1986;

НЗЛ, в. 18. Логический анализ естественного языка, М., 1986;

Вригт Г. Х., Логико-философские исследования. Избранные

труды, М., 1986;

Ишмуратов А. Т., Логический анализ практических

рассуждений, К., 1987;

Philosophy and ordinary language, Urbana, 1963;

Wright G. H. von, The varieties of goodness, L.,

1963;

Wittgenstein L., Philosophical investigations,

Oxf., 1967;

Vendler Z., Linguistics in philosophy, Ithaca

(N. Y.), 1967;

Hare R. M., The language of morals, Oxf.,

1972;

McGinn C., Wittgenstein on meaning. (An

interpretation and evaluation), Oxf., 1984.

Н. Д. Арутюнова.

Полезные сервисы